Что такое обманка лямбда зонда?
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, зачем нужна обманка лямбда зонда, следует описать назначение этой детали, которую устанавливают в выхлопную систему автомобиля. Сам лямбда зонд – это кислородный датчик, встроенный в выхлоп авто. Он измеряет концентрацию кислорода в отработанных газах. Данные с него передаются на компьютер автомобиля, где на уровне электронного автоматического управления производится корректировка подачи топлива в двигатель, а точнее топливной смеси.
Часто в системе выхлопа ставится два датчика кислорода сразу. Один до каталитического нейтрализатора, а второй сразу за ним. Второй лямбда зонд будет контролировать правильную работу катализатора. Если очистка отработанных газов будет производиться недостаточно качественно, то это отразится на уровне кислорода, а значит и на данных, поступающих от кислородного датчика. Все это приведет к появлению загорающейся ошибки на панели управления автомобилем.
Если удалить катализатор с заменой его на пламегаситель, это часто делают владельцы автомобилей для экономии денег на ремонт, то ошибка второго датчика кислорода будет на панели светиться постоянно. В этой ситуации и появляется необходимость в обманке лямбда зонда. К слову, удаление катализатора делают для того, чтобы не покупать новый, который очень дорого стоит. Да и купить подходящий под конкретную модель и марку автомобиля часто непростая задача. В этом случае его чаще всего меняют на пламегаситель, как лучший из возможных вариантов замены.
Из чего состоят обманки лямбда зонда?
Теперь рассмотрим, из чего состоят обманки. Их можно разделить на два подвида:
- механический тип – в его основу входит специальная вставка, вкручиваемая на сам датчик;
- электронный тип – представляет собой плату, способную изменить данные, поступающие от лямбда зонда на блок управления. Сюда же можно отнести и вариант, когда делают перепрошивку управляющей программы работы систем автомобиля.
Что собой представляет механическая обманка? Это вставка с небольшим отверстием, которая ограничивает попадание полного объема отработанных газов на чувствительный элемент датчика. Так удается устранить проблему ошибки лямбда зонда для автомобилей со стандартами до Евро – 4.
Второй вариант механической обманки представляет собой миниатюрный катализатор, он будет работать только для той части выхлопных газов, которые попадают на кислородный анализатор. С наружной стороны он имеет сетку, а внутри очищающее вещество – наполнитель, часто в виде керамической крошки. Подходит для автомобилей со стандартом до Евро – 5 и иногда до Евро - 6.
Как работает эмулятор лямбда зонда?
Теперь немного подробней о работе обманок датчика кислорода. В первом случае, когда речь идет о варианте с маленьким отверстием, через это отверстие попадает на лямбда зонд очень ограниченное количество отработанных газов. Это приводит к тому, что датчик определяет нормальную концентрацию кислорода и ошибка не загорается на панели перед водителем.
Если такого простого варианта, как в случае с небольшим отверстием не хватает, и ошибка продолжает гореть, то применяется эмулятор катализатора. Он будет проводить очистку выхлопа только для датчика кислорода, а сам сенсор получать соответствующие верные данные и передавать их на компьютер.
В ситуации, когда механические типы обманок не подходят в принципе, а это нередко происходит с относительно современными автомобилями, Евро – 5 и выше, то применяются электронные эмуляторы. Если не брать перепрошивку управляющей программы автомобилем, то применяют электронную плату. Ее устанавливают в проводку, между лямбда зондом и компьютером. При помощи платы искажаются передаваемые сведения на бортовой компьютер, что способно устранить индикацию об ошибке и отобразить (проэмулировать) штатную работу катализатора.
Установка эмулятора катализатора
Установка обманки механического типа осуществляется путем закручивания ее на кислородный датчик при помощи болтового соединения. В результате ограничивается или искажается доступ сенсора зонда к отработанным газам. Ограничение в случае использования маленького отверстия, и искажение при применении эмулятора катализатора.
Такой способ можно назвать самым бюджетным, так как механический вариант обхода кислородного датчика относительно прост, а деталь недорого стоит. Монтаж обманки также не вызовет серьезных затруднений. Для этого необходимо открутить кислородный датчик и установить на него обманку, а затем смонтировать его на прежнее место.
А вот применение электронного варианта требует квалификации и опыта, поэтому такой вариант будет уже дороже стоить и доверить его лучше специалисту. Перепрошивка управляющей программы вообще рискованный вариант, это должны делать только опытные специалисты, у которых имеется обновленный вариант прошивки. Риск возникает из-за того, что изменения могут привести к некорректной работе других систем автомобиля, если прошивка окажется неподходящей или некачественно сделанной. Такой метод вы применяете на свой страх и риск.
Для сравнительно старых автомобилей в подавляющем большинстве случаев достаточно механической обманки.