Как настроить выхлопную систему?
Обязательным узлом любого автомобиля, который работает на принципе ДВС (двигателя внутреннего сгорания), является наличие выхлопной системы. Она одновременно играет несколько функций, среди которых:
- оптимизированный отвод отработанных газов от блока мотора и из камер сгорания;
- способность сильно уменьшать уровень шумового загрязнения, которое создает работающий двигатель;
- очистка выхлопных газов от наиболее опасных для экологии соединений, это делается при помощи каталитического нейтрализатора;
- предотвращение попадания в салон автомобиля вредных газов;
- помощь в корректировке оптимальной работы мотора для различных режимов езды.
Можно выделить и некоторые другие побочные опции, но в любом случае становится понятным, что система выхлопа очень важный компонент в автомобиле. И как она влияет на работу силового агрегата, давайте подробней остановимся на этом вопросе.
Влияет ли выхлопная система на КПД?
Заводской штатный выхлоп в исправном состоянии влияет на КПД двигателя, причем делает он это в сторону уменьшения данного коэффициента. Почему это происходит? Дело в том, что в системе глушителя в целом возникает явление сильного сопротивления движению перемещающихся по тракту газов. Такое сопротивление порождает процесс обратного давления, оно носит название – противоток.
В стоковом выхлопе его влияние столь велико, что он затрудняет освобождение от отработанных газов камеры сгорания. Другими словами, мотор тратит часть работы на то, чтобы эффективно освобождать от отработанных газов камеру сгорания. Это автоматически приводит к падению мощности в отношении к номинальным характеристикам силового агрегата.
Основными частями выхлопной системы, где наибольшим образом порождается противоток можно считать:
- на первом месте глушитель;
- на втором каталитический нейтрализатор;
- далее остальные узлы выхлопа.
Производители автомобилей заранее закладывают такую потерю мощности при проектировании данной системы и конструировании машины.
Как еще может влиять выхлопная система на мощность?
Естественным будет утверждение, что снижение эффекта сопротивления, а значит уменьшения противотока, будет приводить к возрастанию полезной работы мотора. Причем здесь можно наблюдать обратно пропорциональную зависимость. Чем меньше давление противотока, тем больше полезной работы может выполнять двигатель. Что для достижения прибавки мощности следует сделать:
- поменять систему глушителя с заводской на прямоточную, а именно заменить глушитель на прямоток;
- поставить оптимизированные трубы системы выхлопа;
- установить спортивный катализатор;
- заменить стандартный резонатор на специальную прямоточную модель.
Если данные доработки сделать вместе с соответствующей настройкой подачи топлива и отладки работы двигателя, то можно добиться ощутимой прибавки в мощности. В любом случае выхлоп влияет на полезную работу мотора, и при соответствующих доработках и модернизации возникает возможность прибавить несколько «лошадок».
Можно ли установить выхлопную систему с другого авто?
В связи с работой выхлопной системы стоит осветить еще один вопрос, что будет, если поставить какой-либо узел выхлопа с другого автомобиля. Здесь возникает такая ситуация:
- это можно сделать для моделей, на которые ставятся унифицированные детали, подходящие одновременно для двух или нескольких машин со схожими характеристиками и от одного производителя или в рамках автомобильного альянса нескольких брендов;
- просто с другого автомобиля запчасти выхлопа ставить нельзя;
- возможна установка универсальных запчастей, которые производятся таким образом, что их можно подогнать (адаптировать) под конкретные требования отдельно взятого авто.
Просто замена по произволу компонента с одного автомобиля на другой не рекомендуется. При создании авто конструкторы разрабатывают отдельно для него индивидуально и систему выхлопа. Здесь главным становится способность не просто выполнять все изложенные выше опции, но и равномерно и непрерывно удалять полный объем образующихся отработанных газов.
Диаметр и конфигурация труб выхлопа, а также ее узлов делаются таким образом, чтобы внутри системы не возникало избыточного сопротивления или зон разряжения из-за неправильно подобранных деталей. Поэтому произвольная замена не рекомендуется из-за того, что это негативно повлияет на работу всех остальных систем в авто. Если требуется замена, то нужно найти запчасть, которая точно отвечает оригиналу по всем пунктам, т.е. является его полным аналогом.