Чем отличается глушитель от резонатора?
Рассмотрение отдельно выхлопной системы автомобиля указывает на то, что она состоит из разных частей. Все они играют различную роль, где одной из задач, поставленных перед выхлопом, является способность делать работу двигателя достаточно тихой. Здесь под тихой работой понимается уровень шумового загрязнения, который приемлем и по действующим правилам и нормам, и для человеческого слуха. Автомобили, если они имеют полностью исправную систему выхлопа, не доставляют нам дискомфорта по шуму. Такая возможность появляется благодаря выхлопному тракту.
В самой системе компенсация шума происходит благодаря двум деталям, а именно глушителю и резонатору. Давайте рассмотрим подробней эти два компонента, их назначение, принцип работы, место установки и конструкцию.
Предназначение глушителя и резонатора
Главную функцию резонатора и глушителя мы озвучили, она заключается в способности делать автомобиль тихим во время работы мотора. К побочным функциям можно отнести уменьшение температуры отработанных газов, а также их транспортировка за пределы автомобиля с выходом в задней части. Последнее дает возможность предотвратить попадание вредных газов в салон автомобиля, что важно для здоровья и безопасности пассажиров и водителя.
Эти две детали соединены с остальными компонентами выхлопа герметично, причем сначала всегда идет резонатор, его устанавливают после катализатора или гофры, (зависит от строения конкретно взятой системы). Сразу за резонатором через соединительные трубы идет глушитель. Из глушителя ведет конечная труба, через которую и осуществляется окончательный вывод отработанных газов в окружающее пространство.
Конструкционные и функциональные отличия
Давайте теперь рассмотрим конструкцию глушителя и резонатора, и на ее примере поймем, как работают эти две детали, и в чем заключаются между ними отличия. В качестве рассмотрения возьмем наиболее распространенные заводские запчасти стандартного строения.
Резонатор состоит из следующих частей:
- двух труб одинакового диаметра в сечении, входной и выходной трубы соответственно;
- системы фланцевого или любого другого крепления, которое обеспечивает герметичное соединение детали с остальными узлами выхлопной системы;
- подвижного крепежа – подвесов, обеспечивающих установку изделия к нижней части кузова авто;
- банки, из которой выходят входная и выходная трубы;
- внутреннего перфорированного патрубка, обеспечивающего непрерывность движения выхлопных газов, и имеющего общий диаметр с трубами выхлопа;
- поглощающего звук материала, который имеет хорошие термостойкие характеристики, (такой материал далеко не всегда присутствует в резонаторе, это зависит от конкретного автомобиля и его заводской комплектации).
Как работает резонатор? Шум представляет собой интенсивную звуковую волну. Когда такая волна попадает и движется внутри резонатора по перфорированной трубе, через отверстия перфорации она начинает рассеиваться, а затем поглощаться материалом внутри банки. Таким способом удается частично снизить энергию звуковой волны, особенно по пиковым частотам. Далее волна с уже сниженными характеристиками попадает в глушитель, а значит время переходить к строению этой детали.
Глушитель состоит из следующих частей:
- входной трубы, имеющей такой же диаметр, как и в остальной системе;
- системы крепления (муфта, фланец и т.д.), при помощи которой глушитель герметично монтируется в выхлоп;
- подвесы – подвижная, часто из прочной резины система крепления, с помощью которой деталь соединяется с кузовом, (такое крепление никогда не должно быть жестким, только подвижным);
- конечной трубы, которой и заканчивается выхлопная система;
- корпуса в герметичном исполнении;
- внутренней системы корпуса, где установлены перегородки, камеры разного объема, перфорированные патрубки и т.д.
Все основные процессы в глушителе происходят именно внутри корпуса. Рассмотрим их подробней. Волна звука попадает внутрь корпуса и сразу попадает в систему камер, перегородок, отражателей, перфорированных участков и т.д. Здесь энергия волны окончательно гасится и рассеивается, происходит ее процесс преобразования в тепловую энергию. На выходе из конечной трубы мы получаем сравнительно тихий автомобиль. Так работает глушитель.
По строению и способу компенсации шума, резонатор и глушитель довольно сильно отличаются между собой. Основной процесс гашения энергии волны происходит именно в глушителе, здесь резонатор работает в качестве вспомогательного важного инструмента, особенно хорошо проявляющего себя на пиковых нагрузках.
Примечательно, что для некоторых городских малолитражных автомобилей резонатор не устанавливается вообще. Это происходит потому, что одного глушителя оказывается достаточно. Однако для любых других моделей и марок авто, наличие составной системы глушителя уже обязательно.