Резонатор и для чего он нужен?
Строение выхлопной системы у легкового автомобиля предполагает наличие в его составе различных компонентов. Среди них можно выделить такую деталь, как - резонатор. В общем случае резонатор может быть установлен в выхлоп, а может и отсутствовать в нем. Это зависит от того, насколько целесообразно его использование в автомобиле в каждом конкретном случае. Это определяют в конструкторском бюро на стадии проектирования узлов нового авто. Рассмотрим вопросы, что такое резонатор, какое он имеет строение и для чего используется?
Что собой представляет резонатор?
Выхлопная система в авто выполняет разные функции. Одной из функций является способность делать работу двигателя тихой. Настолько тихой, чтобы это было приемлемо для слуха человека, а также удовлетворяло действующим у нас в стране нормам, что в итоге примерно одно и тоже. За компенсацию шума, издаваемого мотором, отвечают в выхлопе две детали. Они работают в паре, это резонатор и глушитель. В некоторых случаях резонатор даже имеет альтернативное название – средний глушитель, но оно является менее правильным.
Волна беспрерывного и сильного шума, которая образуется в работающем двигателе, гасится и рассеивается в резонаторе и глушителе. Энергия звуковой волны уменьшается до такой степени, что на выходе мы имеем вполне приятный негромкий звук. В резонаторе происходит эффект частичной компенсации, гашения и рассеяния волны звука, особенно хорошо он работает для низких частот. Это вспомогательный компонент, который делает машину тише, и разгружает по звуковым нагрузкам глушитель.
Конструкция резонатора
Такое свойство резонатора достигается за счет его строения. Давайте рассмотрим вопрос, из чего состоит эта деталь, а также, какие именно процессы происходят в ней.
Начнем со строения, резонатор состоит из:
- соединительных труб на входе и на выходе, при помощи которых деталь соединяется с остальными компонентами выхлопа;
- внутренней сплошной перфорированной трубы, являющейся непосредственным продолжением входной и выходной труб;
- полностью герметичного корпуса вокруг трубы с ячейками перфорации;
- наполнителя из звукопоглощающего материала, такой материал присутствует далеко не во всех резонаторах. Если его нет вообще, то он и не предусмотрен конструкцией;
- системы крепления, при помощи которой деталь присоединяется герметично в выхлоп, а также подвешивается к дну кузова.
Какие же процессы происходят в резонаторе? Волна звука движется по входной трубе и попадает на внутренний патрубок с перфорацией. Через отверстия перфорации волна звука начинает частично разбиваться и рассеиваться. Если есть звукопоглощающий материал, то эффект рассеивания и поглощения будет ощутимо сильнее. Если его нет, то рассеивание движется далее просто во внутреннее пространство банки. Такая схема особенно эффективна для максимальных звуковых нагрузок. В паре с глушителем в итоге удается сильно снизить уровень шума.
Где устанавливается резонатор?
Теперь несколько слов стоит сказать о месте установки резонатора в выхлопной системе. Базовый резонатор изготавливается из обычной стали, или металла с защитой от коррозии (защитный слой цинка или алюминия, редко нержавейка), при этом толщина стали до 1,5 мм. Это означает, что деталь не особо рассчитана на сильные температурные и прочие нагрузки. Ее такой разработали с целью установки в выхлоп ближе к задней части автомобиля, а если точно, то в середине ближе к концу, между катализатором и глушителем.
Резонатор работает совместно с глушителем, и последовательность его установки будет всегда до глушителя, если двигаться от мотора по направлению движения отработанных газов. В малолитражных автомобилях, у которых маленький объем двигателя, часто не устанавливается резонатор вообще. Это происходит в тех ситуациях, когда для компенсации шума хватает одного глушителя. Однако для большинства машин данная деталь является необходимой.