900 - 1800
Онлайн заказы
Звоните, мы в офисе
Тематика статті

Электронна система Прозорро - госзакупки в Запорожье

Содержание
Организация работы системы ProZorro
Контроль общественностью законности торгов
Электронна система Прозорро - госзакупки в Запорожье

Использование общедоступного электронного формата при подборе поставщиков и услуг за счет бюджетных средств, предусмотрено Законом Украины, принятым Верховной Радой в 2015 году. Основными целями подготовленной к обслуживанию государственных органов страны электронного формата, пришедшего на смену бумажной форме проведения тендеров, является обеспечение открытой конкуренции в сфере тендеров, повышении прозрачности проводимых тендеров. Уже в 2015 году посредством системы «Прозоро» украинскими министерствами и ведомствами проведено несколько тысяч тендеров. В основном это были закупки товаров небольших объемов. Хотя Министерством обороны был проведен удачный эксперимент с проведением своих тендеров независимо от суммы закупки, только посредством электронных закупок.


Прозрачность в сфере закупок обеспечивает существенную экономию бюджетных средств и создает благоприятные условия для представителей малого и среднего бизнеса, возможности выгодно продавать государству свои товары и услуги. Кроме того, с внедрением разработанной Министерством экономики системы в полном объеме, общественность получает действенный инструмент контроля за справедливым и честным проведением тендерных закупок.

В Запорожье консультации проводятся по адресу:

м. Запоріжжя, вул. Олександрівська, 84, офіс 209

Тел. 067 214 39 99

(061) 214 39 99

 

Организация работы системы ProZorro

 

Система «Прозоро онлайн» представляет собой данные в электронном виде, к которым можно подключиться через одну или несколько торговых площадок и в режиме онлайн проводятся торги. Существуют определенные правила, которыми предусмотрено:

 - Проведение операций по киевскому времени.
 - Ознакомление всех участников с организацией работы электронной системы.
 - Обязанность всех пользователей поддерживать современной информацией о своем предприятии, сохранив в секрете логина и пароля для входа в систему.

 

Участие в торгах для распорядителя бюджетных средств является бесплатным, а участник в зависимости от суммы заказа платит от 17 грн. до 1700 грн. Минимальная сумма предусмотрена при сумме до 20000 гривен, а за участие в тендере на сумму свыше миллиона гривен, сумма взноса максимальна. Преимущество электронных тендеров заключается в том, что участие возможно только при регистрации в выбранной площадке, и администратор базы не имеет никакого влияния на участников, а тем более искусственно их отсеивать или создавать преимущества для отдельных лиц.

 

В процедуре электронных закупок предусмотрено несколько стадий. Начинаются торги с публикации на всех торговых площадках объявлений о закупках, в котором указываются конкретные заявки к товару или услуге, а также специальная информация. К примеру, при закупке топлива министерством обороны можно выставить в заявке предписание к качеству товара, как должна проводиться его поставка и оплата, возможно прикладывание проекта договора с предлагаемой стоимостью товара. На втором туре зарегистрированные поставщики вступают в переговорный процесс с заказчиком, уточняя технические характеристики, условия и сроки поставок, а также форму расчетов.

 

Обсудив неясные вопросы, переходим к следующему этапу, заключающемуся в приеме заявок. Чтобы не мешать конкуренции и стимулировать поставщиков к участию в тендерных торгах, заказчик и наблюдатели не имеют информации ни об участниках, ни об предложенных ценах. Цены открываются только на следующем этапе, но имена участников сохраняются в тайне.

 

Время проведения четвертого этапа система назначает в автоматическом режиме. На протяжении трех раундов участники соревнуются между собой, снижая цену. Победитель определяется автоматически среди тех, кто предложил самую меньшую цену за единицу товара. Такой подход к тендерам и обеспечивает на деле ту экономию, которую декларируют государственные органы. Ведь прежде, при традиционном формате проведения государственного заказа, крайне редко заявленная стоимость кардинально опускалась в ходе торгов.

 

Нередко сам процесс проведения тендера становится формальным, когда из трех участников торгов, двое являются подставными и результат заранее предрешен. Для сравнения, в 2014 году, когда тендеры проводились в бумажном варианте, разница между фактической ценой и заявленной была мизерной, а сейчас она в среднем составляет 13 процентов. Открытые тендеры с неограниченным количеством участников, по данным Минэкономики экономят заказчикам от 4% до 39% бюджетных средств.

 

Имя победителя объявляется на пятом, заключительном этапе после проверки фирмы победителя на предмет обоснованности выполнений условий договора. Ведь может быть ситуация, когда фирма выставляет очень низкую цену, но при этом у нее отсутствует лицензия, сертификаты качества или есть другие основания, препятствующие выполнению победителем всех условий договора. В этом случае победителем объявляют фирму, занявшую второе место.

 

При необоснованном отклонении заявки, победитель, не выходя из системы, подает жалобу в специальный орган госзаказчика, уполномоченный рассматривать такие обращения. Если в аргументированном ответе, отклоняющем жалобу, несостоявшийся победитель не находит оснований отмены результатов торгов, он может обратиться в суд. На завершающей стадии согласованный и подписанный текст договора загружается в систему, и тендер переходит в статус завершенного.

 

Контроль общественностью законности торгов

 

Создавая систему, ее разработчики руководствовались основным тезисом о доступности полного объема информации всем желающим. Любой пользователь интернета может в режиме онлайн увидеть все перипетии проведения процесса. Доступность информации не только участникам, но и журналистам, активистам, просто не равнодушным людям, позволяет самостоятельно анализировать законность процессов, привлекая внимание общественности в случае тех или иных нарушений. Интернет-пользователи через модуль аналитики могут ознакомиться с результатами аналитических исследований. Им доступна информация об участниках, возможность оценки востребованности услуг или товаров.

 

Например, проверив данные участвующих компаний, пользователь заподозрил фиктивность двух из трех участников торгов. Информация, выложенная в социальных сетях, обязательно привлечет внимание журналистов. В свою очередь публикация в СМИ служит основанием для начала проведения расследования правоохранительными органами. В Запорожье госзакупки в рамках системы ProZorro в первом квартале текущего года проведено для коммунальных предприятий на сумму 4,5 миллиона гривен. Проведение 144 закупок в электронном онлайн режиме обеспечило городскому бюджету значительную экономию средств. К примеру, для КП «Водоканал» экономия составила 101 000 гривен.

 

Первой закупкой через платформу «Прозоро Запорожье» для областного совета стало приобретение отделом материально-технического обеспечения облисполкома финской писчей бумаги на сумму 13,05 тысяч гривен. Стоимость одной пачки такой бумаги формата А4 на электронных торгах составила 87 гривен. К слову, при стандартной процедуре торгов ее стоимость составила бы от 89 до 95 гривен. С первого августа текущего года все закупки государственных органов в обязательно порядке будут проводиться только через систему ProZorro.  

В Запорожье консультации проводятся по адресу:

м. Запоріжжя, вул. Олександрівська, 84, офіс 209

Тел. 067 214 39 99

(061) 214 39 99