Все о гофре глушителя, правильный подбор и нюансы установки
Гофра выхлопной системы - это насколько это важный элемент в автомобиле? Многие производители авто данную деталь сразу вносят в качестве основного элемента системы глушителя. А владельцы авто устанавливают ее в выхлоп при капитальном ремонте автомобиля. Так зачем нужна гофра глушителя, давайте подробней остановимся на самых важных вопросах, касающихся этой детали.
Зачем нужна гофра глушителя?
Выхлопная система любого автомобиля, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, подвергается действию колебательных процессов, передающихся от двигателя выхлопу. Некоторые частоты колебаний, на определенных оборотах работы мотора, носят резонансный характер. Это плохо сказывается на целостности и долговечности деталей. При определенных условиях может вызывать даже их разрушение.
Гофра глушителя и призвана как раз компенсировать эти колебательные нагрузки. Она обеспечивает некоторую подвижность между разными компонентами выхлопной системы, а значит колебания будут передаваться по выхлопной системе частично погашенными. Другое название такого изделия – виброкомпенсатор.
Гофра глушителя выполняет такие функции:
-
частичная компенсация колебаний, передаваемых выхлопу от двигателя;
-
обеспечение меньшей нагрузки от вибраций, возникающих во время движения авто по неровной дороге;
-
снятие статических нагрузок, которые могут возникать при монтаже между собой всех компонентов выхлопа под кузовом авто.
Главная задача гофры глушителя – защита выхлопной системы от разрушительных колебаний.
Какие бывают виды гофры глушителя?
Виды механических нагрузок, которые возникают в системе выхлопа во время работы двигателя или движения автомобиля, бывают различными. Поэтому и виды гофры глушителя отличаются по принципу действия.
Всего существует два вида гофр, устанавливаемых в систему глушителя. Они отличаются по принципу действия:
-
работа на сжатие – при этом саму гофру устанавливают под выпускным коллектором в вертикальном положении. Компенсация нагрузок осуществляется при этом на сжатие или растяжение. У таких вариантов изделий есть ограничения по длине (до 150 мм);
-
работа на изгиб – гофра устанавливается за приемной трубой (иногда между резонатором и глушителем или вместо катализатора), в этом случае деталь компенсирует колебания продольного характера. Ограничения по длине для такого типа изделий составляет до 400 мм.
В зависимости от места установки и цели, следует покупать и соответствующую гофру глушителя.
Виды гофр по строению
Данный компонент системы выхлопа производится самыми разными производителями из многих стран. У нас на рынке можно встретить известных изготовителей гофр из Польши, Чехии, Китая, Южной Кореи, Турции, Венгрии, Украины, России и других государств. Для своего автомобиля есть возможность подобрать подходящий вариант.
Данные изделия отличаются не только по качеству изготовления и цене, но и по своему строению. Всего можно выделить 3 основных вида изделий этого типа:
-
однослойные – состоящие из двойного гибкого металлорукава и внешней защитной оплетки;
-
двухслойные – изготовленные из двойного металлорукава, внешней защитной и внутренней оплетки;
-
трехслойные – состоящие из двойного гофрированного металлорукава, внешней защитной оплетки и дополнительного внутреннего вальцованного рукава.
Важно покупать такие гофры, которые изготавливаются целиком из нержавеющей стали. Это касается не только оплетки, но и соединительных патрубков.
Особое место среди деталей этого типа занимают гофры с кольчужной защитой. Такие изделия это трехслойная гофра из нержавеющей стали, где вместо обычной оплетки применяется кольчужная защита. По исследованиям, такой вариант наружной защиты гофры является более надежным к ударам и внешним механическим воздействиям.
Что происходит, когда гофра глушителя выходит из строя?
На виброкомпенсатор выхлопной системы приходятся серьезные нагрузки. Это не только те вибрации, на которые рассчитано данное изделие. Действие высоких температур от перегретых отработанных газов, постоянные температурные перепады, повышенная влажность, коррозионные разрушения, а также соль на дорогах в зимнее время, все это уменьшает срок жизни детали.
Самым распространенным видом поломки гофры глушителя является разрушение внешней оплетки и появление прогара или трещины. Прогар может появиться и в месте сварного соединения, где сама деталь приваривается к трубам выхлопной системы, особенно если сварной шов сделан не качественно.
В таких ситуациях ваш автомобиль начинает издавать низкий, раскатистый басовитый звук при работе двигателя. Этот шум неприятен для человеческого слуха, а если не устранить данную поломку и продолжить ездить на авто, то можно попасть на штраф за нарушение норм по уровню звукового загрязнения от автомобиля.
Если гофра вышла из строя, то данный компонент выхлопа следует заменить. Ремонтировать сломанный виброкомпенсатор не получится, при его поломке он подлежит только замене. Исключение составляют проблемы со сварным швом, который можно переделать.
Как делать замену гофры глушителя?
Чтобы сделать замену или установку «с нуля» гофры глушителя, следует снять ту часть системы выхлопа, куда она будет устанавливаться. Это может быть приемная труба, резонатор с соединительными трубами и т.д. Исключения составляют такие варианты новых запчастей для выхлопной системы, которые имеют интегрированный виброкомпенсатор. В этом случае вся запчасть меняется целиком, в том числе устанавливается вместе с ней новая гофра.
Чтобы сделать замену гофры, необходимо подготовиться:
-
купить новую деталь, которая по диаметру соединительных патрубков соответствует трубам выхлопной системы вашего авто. Само соединение идет внахлест;
-
купить все прокладки или уплотнительные кольца, которые имеются у приемной трубы или резонатора, т.к. предполагается их полный демонтаж;
-
посмотреть состояние болтовых соединений, есть большая вероятность, что их придется заменить.
Порядок замены новой гофры (подробней об этом) выглядит следующим образом:
-
полностью снимается приемная труба или та часть выхлопа, в которую планируется установка виброкомпенсатора;
-
болгаркой отрезается старая гофра, при этом длина нового изделия должна после установки соответствовать старой гофре. Возможно имеет смысл взять новую гофру немного большей длины. Также здесь важно не повредить соединительные фланцы, банку резонатора или приемную трубу;
-
зачищаются все старые сварные швы;
-
новая гофра крепится при помощи сварного шва, часто сварку приходится делать по нержавеющей стали, это стоит учитывать заранее;
-
виброкомпенсатор приваривается с обоих концов;
-
вся система монтируется в выхлопную систему, при этом важно, чтобы гофра была в свободном состоянии. Она не должна быть натянутой или сжатой;
-
при монтаже следует использовать новые уплотнительные кольца или прокладки.
Если для вас не является проблемой работа с болгаркой или сварочным аппаратом, то все работы по замене гофры глушителя вы сможете проделать самостоятельно. На срок эксплуатации детали влияет не только правильность ее установки. Некоторые другие, вышедшие из строя элементы автомобиля, тоже могут отрицательно сказаться на долговечности этой запчасти.
На сегодня есть возможность установки виброкомпенсатора в выхлопную систему практически любого автомобиля. Для этого есть подходящие модели, соответствующие габаритным размерам и диаметру труб выхлопа автомобилей.